МКОУ Детский дом №2 г. Салаира Кемеровской области.

Воскресенье, 28.04.2024, 15:35

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Пути разрешения конфликтов | Регистрация | Вход

Выступление педагога-психолога Тороповой Н.С.

 на методическом объединении.

Педагогическая поддержка ребенка в решении проблемы

Человек не изолированное и не замкнутое в себе существо, которое жило бы и развивалось из самого себя. Он связан с окружающим миром и нуждается в нем. Само существование его как организма, предполагает обмен веществ между ним и природой. Конечно, у каждого человека, вне зависимости от общества в котором он живет, есть желания, чувства, симпатии и антипатии, память воля, мышление, воображение, словом все то, что называется человеческой жизнью. Необходимо понимать две элементарные и очевидные вещи:

а) Каждый человек в течение жизни постоянно играет социальные и психологические роли;

б) Каждый человек всегда и во всех жизненных обстоятельствах находится в определенном психологическом состоянии.

Психологическая позиция заставляет человека действовать строго определенным образом. Люди действуют для того, чтобы сохранить или изменить эти позиции. Они действуют таким образом, чтобы навязать другим людям определенные позиции, и стараются избежать того, чтобы им навязывали или навязали те психологические позиции, которые им невыгодны. Однако спектр этих действий достаточно широк. Но в ситуации конфликта он чрезвычайно сужается. Порождаясь типами взаимодействия людей, он развивается уже по своим собственным законам, чисто психологическим законам, но по "железной логике”, заставляющих людей, втянутых в него, действовать так, а не иначе. В действиях молодых людей, эта логика просматривается удивительно ясно и отчетливо. И она неумолима. Конфликт можно сравнить с паровозом, несущимся на всех парах по заранее проложенным рельсам. И вне зависимости от скорости и количества угля в топке этот паровоз не сможет свернуть с рельсов, как бы этого не хотел машинист и пассажиры. Свернуть не может, но может остановиться.

 И целью нашей работы будет ответить на вопросы: На чем строятся конфликты и различные конфликтные ситуации у старшеклассников и от чего зависит их развитие. Мы должны выявить связи конфликтного поведения старшеклассника с мотивационной сферой, потребностями, характером, уровнем тревожности. Нашей задачей будет вывести гипотезу зависимости степени выраженности реакции на сложную ситуацию и выяснить способы разрешения конфликтных ситуаций в старшем школьном возрасте.

Объектом нашей работы является способы разрешения конфликтной ситуации в старшем школьном возрасте. А субъектом является мотивационная сфера и личность старшего школьника.

В современной жизни нельзя избежать разногласий, противоречий и конфликтов. Конфликты рождаются на почве ежедневных расхождений во взглядах , разногласий и противоборства разных мнений, нужд, побуждений, желаний, надежд, интересов и личностных особенностей.

Конфликт - это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождается негативными реакциями.

При разрешении конфликта нужно учитывать тот факт, что все люди обладают эмоциями. Отсюда следует, прежде чем начать работать над разрешением конфликта, необходимо отделить «проблему людей» от проблемы разногласий и разобраться с ней отдельно. Если не прямо, то косвенно участники конфликтующих сторон  должны прийти к пониманию того, что им необходимо работать бок о бок и разбираться с проблемой, а не друг  с другом. Отсюда следует первое право разрешения конфликта. Сделайте разграничение между участниками конфликта и предметом конфликта.

Очень часто в ситуации конфликта человек неправильно воспринимает собственные действия, намерения и позиции, равно как и поступки, и точки зрения оппонента . К типичным искажениям восприятия относится:

«Иллюзии собственного благородства». В конфликтной ситуации мы не предполагаем, что являемся жертвой нападок злобного противника, моральные принципы которого весьма сомнительны. Нам кажется, что истина и справедливость целиком на нашей стороне и свидетельствуют в нашу пользу. В большинстве конфликтов каждый из оппонентов уверен в своей правоте и стремлении к справедливому разрешению конфликта, убежден, что только противник этого не хочет. В результате подозрительность часто естественным образом проистекает существующей предубежденности.

«Поиск соломинки в глазу другого». Каждый из противников видит недостатки и погрешности другого, но не осознает таких же недостатков у себя сам. Как правило, каждая из конфликтующих сторон склонна не замечать смысл  действий по отношению к оппоненту, но зато с негодованием реагирует на его действия.

«Двойная этика». Даже тогда, когда противники осознают, что совершают одинаковые действия по отношению друг к другу, все равно собственные действия воспринимаются каждым из них как допустимые и законные, а действия оппонента – как нечестные и непозволительные.

«Все ясно». Очень часто каждый из партнеров чрезмерно упрощает ситуацию конфликта, причем так, чтобы это подтверждало общее представление о том, его достоинства хороши и правильны, а действия партнера - наоборот , плохие, неадекватные.

Эти и подобные заблуждения, присущие каждому из нас в конфликтной ситуации, как правило, усугубляют конфликт и препятствуют конструктивному в проблемной ситуации. Если искажение восприятия при конфликте чрезмерно велико, возникает реальная опасность оказаться в собственной ловушке . В результате это может привести к так называемому само подтверждающемуся допущению: допуская, что партнер настроен исключительно враждебно, начинаешь обороняться от него, переходя в наступление,  это партнер переживает враждебность к нам, и наше предварительное допущение, хотя оно было неверным, немедленно подтверждается.

Зная о подобных представлениях в ситуации конфликта, постарайтесь внимательнее проанализировать свои ощущения в конкретных случаях.

Открытое и эффективное общение конфликтующих сторон.

Общение – это основное условие конструктивного разрешения конфликтов. Однако, к сожалению, в конфликтной ситуации коммуникация, как правило, ухудшается. Противники в основном стараются сделать друг другу больно, а сами занимают оборонительную позицию, скрывая любую информацию о себе. Между ними коммуникация может помочь только тогда разрешить конфликт, когда - обе стороны ищут способа достичь взаимопонимания.

Контроль эмоциональной сферы.

Когда человек «обуреваем» эмоциями и захвачен конфликтом, ему трудно выражать свои мысли и внимательно выслушивать противника. Одним из эффективных способов справиться с человеческим гневом состоит в том, чтобы помочь другу освободиться от этих чувств. Люди получают психологическое освобождение, если они просто расскажут о своих обидах. Поэтому, порой, смысл в самом начале конфликта пойти на риск и как можно полнее, пусть в резкой форме, высказать друг другу то, что чувствуешь.

Мы будем очень рады, если данная информация поможет вам решить любую конфликтную ситуацию без морального ущерба для противоположной стороны. Спасибо за внимание!

Наш опрос

Категории раздела

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа