МКОУ Детский дом №2 г. Салаира Кемеровской области.

Воскресенье, 28.04.2024, 01:03

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Страничка психолога | Регистрация | Вход

 

 

Зуева Наталья Сергеевна, педагог-психолог

Работает в МКОУ Детский дом №2 с 2013 г. Образование высшее педагогическое. В 1996 г. окончила педагогический колледж по профессии «Воспитатель со специализацией практического психолога», в 2005 г. окончила КУЗГПА «Учитель начальных классов», в 2011 прошла переподготовку в КРИПКиПРО по специализации «Олигофренопедагог», в 2014 прошла переподготовку в КРИПКиПРО по специализации «Логопед». Общий педагогический стаж 15 лет.

Создана программа на базе коррекционной школы №6 г.Гурьевска по коррекции межличностных отношений среди подростков «Подари улыбку», с которой принимала участие в конкурсе «Самый классный классный».

 

Особенности развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Технологии реабилитационной работы с воспитанниками.

оклад на августовской педагогической конференции 2014 г.) 

Уважаемые коллеги!

Раскрывая социально-психологические особенности развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, хотелось бы представить одну из технологий, используемую в своей работе.

Развитие детей-сирот, в условиях детского дома имеют ряд негативных особенностей, которые накладывают отпечаток на дальнейшую жизнь ребенка. Поэтому педагог обязан знать возрастные индивидуальные особенности каждого из воспитанников. Чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи.

 Большинство воспитанников детских домов не сироты, а дети, имеющие родителей, чаще всего лишённых родительских прав. Это означает, что с точки зрения соматического и психического здоровья с учётом тяжелой наследственности, неблагоприятного протекания пренатального развития, тяжёлых условий жизни в раннем возрасте дети, родившиеся и выросшие в таких семьях, составляют «группу риска». Но специфика психического, или точнее психологического развития детей в учреждениях интернатного типа не определяется по критерию «норма и патология».

Так же очень сложен для ребенка переход из одного закрытого учреждения в другое, который сопровождается резким изменением всех сторон его жизни, что значительно усложняет и замедляет не только процесс адаптации к школьному обучению, но и психологическое развитие в целом.

Дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют род качественных негативных особенностей, которые отличаются на всех ступенях детства – от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой ступени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека.

Большинству брошенных детей не хватает личного внимания и эмоционального стимулирования необходимого для развития. У детей возникают тяжелые повреждения личности, самосознания и интеллектуального развития, ученые высказывали предположение о том, что эмоциональная депривация делает особенно актуальным сам «момент отторжения». Этот травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь. Дети, изолированные с рождения до шести месяцев навсегда, остаются менее разговорчивы, чем их сверстники из семей. Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Разлука с матерью, начиная со второго года жизни, также ведет к печальным последствиям, не поддающимся реабилитации, хотя их интеллектуальное развитие может нормализироваться.

Неблагоприятное течение адаптации проявляется в выраженных изменениях психоэмоциональной сферы, вегетативной регуляции, в формировании глубоких нервно - психологических расстройств, нарастании отрицательных эмоций, сложении функциональных возможностей и перенапряжении регуляторных механизмов.

В учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ребенок сталкивается с тем, что важным в них признается только послушание, подчинение требованиям взрослых, безропотное выполнение требований.

 

Особенности жизни в государственном учреждении: полузакрытый характер, коллективное воспитание:

  • вынужденный круг общения;

  •  избыточное педагогическое воздействие;

  •  ограничение свободы выбора при принятии решения;

  •  ограничение набора трудовых умений;

  •  ограничение возможности  его социализации, адаптации в обществе, окружающей среде.

    Неблагополучие в поведении детей нарастает, так как выход за рамки возможного постоянно осуждается, что вызывает реакцию протеста и конфликт. Такое состояние усиливает у ребенка ощущение неполноценности и усиление всех его болезней. На практике для уточнения диагноза ребенка помещают в психиатрическую больницу, что приводит к ухудшению его состояния, неверию в себя и, как следствие, перевод в специальное заведение. Исследования социализации показали, что изменчивость общества может превратить прежде сформированную социализацию человека в неудачную. Для личности возможность достичь успеха зависит от ее умения адаптироваться к новым условиям. Социализация будет успешной, если человек научится ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях. Выделены такие характеристики личности, обеспечивающие успешную социализацию: способность к изменению своих ценностных ориентаций; умение находить баланс между своими ценностями и внешними требованиями; ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных норм. Таким образом, процесс и результат социализации являются следствием внутреннего противоречия между степенью идентификации человека с обществом и степенью его обособления в обществе. Личность, адаптированная в обществе и не способная противостоять ему, может рассматриваться как жертва социализации, неадаптированная личность в обществе так же может стать жертвой социализации – человеком с девиантным поведением, которому характерно:

    1. Неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них.

    2. Нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства.

    3. Низкий уровень социального интеллекта, мешающий понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им, нахождение подобных себе и привычного круга общения.

    4. Слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие за судьбу тех, кто связал с ними свою жизнь, ярко проявляющееся чувство ревности к ним.

    5. Потребительская психология отношения к близким, государству, обществу и нежелание отвечать самому за свои поступки.

    6. Неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны.

    7. Несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь, чаще всего целеустремленность проявляется в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное и т. д.

    8. Несформированность жизненных планов, потребность в жизненных ценностях, которые включают удовлетворение самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения).

    9. Низкая социальная активность, проявление желания быть незаметным человеком, не привлекать к себе внимания.

    10. Склонность к аддиктивному (саморазрушающему) поведению, злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами.

            Скорректировать свою работу таким образом, чтобы обеспечить занятость воспитанников, сформировать коммуникабельную сферу, получить возможность возникновения доверительной беседы, произошло с помощью внедрения в работу арт-терапии.

            Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами . Цель арт-терапии: выражение эмоций и чувств, связанных с переживаниями своих проблем, самого себя, активный поиск новых форм взаимодействия с миром, подтверждение своей индивидуальности и значимости. Арт-терапия применяется при психологических травмах, потерях, кризисных состояниях, межличностных конфликтах. В своей работе арт-терапию применяю как средство воздействия на решение психологических проблем, на установление межличностных контактов между воспитанниками, как средство социальной адаптации, развитие психомоторных функций. Арт-терапия использует в основном средства невербального общения, это очень важно для воспитанников, которым трудно выразить свои мысли.

            В течение года, наблюдая за воспитанниками в ходе проведения практической части психологических занятий, выяснилось, что детям очень нравится делать поделки из следующего материала, это мешковина, тесьма, пуговицы, клей, нить. Что можно сделать из этого материала? Казалось бы очень много, но не сразу можно научиться владеть вспомогающими материалами, вот от сюда появился перспективный план работы на год. На занятиях дети овладели техникой изготовления домовят, веселых магнитиков. Поделки, сделанные своими руками, воспитанники с удовольствием дарили нашим гостям. Арт-терапия многогранна и очень помогает в моей работе с воспитанниками.

     

                               

     

     

Сравнительный анализ психологического состояния воспитанников  детского дома.

Педагог-психолог Фокина Ю.А.

            Основной целью деятельности педагога-психолога явилось выявление нравственных ценностных ориентаций воспитанников, способствовать их развитию у воспитанников, профилактика возможного неблагополучия, решение проблем сохранения и восстановления психического и физического здоровья, формирование у воспитанников положительные жизненные планы, профессиональные намерения.  Таким образом, в 2012-2013 учебном году работа психолога была направлена на решение следующих задач:
оказывать  содействие  в  повышении  психологической  компетенции  воспитанников, способствующее  их  успешной  адаптации  в  обществе  через  овладение   психологическими  знаниями;                                                
развивать способность понимать себя и других людей, их  взаимоотношения, прогнозировать  межличностные  ситуации  и  своё  поведение в них; 
расширять  представление  воспитанников  о  мире  профессий;

·         обеспечить психологическое сопровождение процесса развития личности воспитанников, состоящих на педагогическом учёте и «группе риска», имеющих проблемы в обучении и поведении, выпускников Детского дома, воспитанников дошкольного возраста (подготовительной группы);

·         обеспечить психологическое сопровождение развития личности и социально – психологической адаптации вновь прибывших воспитанников Детского дома;

·         проводить комплекс мероприятий для воспитанников подросткового возраста и педагогов по формированию  и развитию у них навыков эффективного взаимодействия;

·         провести комплекс мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику употребления психоактивных веществ.

Для эффективности решения поставленных задач педагогом-психологом были определены основные    направления  работы:

1.      Психологическая  диагностика.

2.      Развивающая  и  коррекционная  работа.

3.      Просветительская и профилактическая работа.

4.      Методическая  работа.

5.      Профориентация.

6.      Экспертная  работа.

7.      Диспетчерская деятельность.

При проведении психологической  диагностики для определения  личностных особенностей, взаимоотношения   с  окружающими и определения проблемы  ребёнка мною были использованы следующие   методики:

-   проективная методика «Дерево».

-   тест  тревожности (Р. Тэммл,  М. Дорки, В. Амен).

-   тест школьной тревожности  Филипса.

-   оценка волевых качеств.

-   выявление осознанности различных компонентов мотива.

-  определение воспитанности.

-   социометрия и референтометрия

-опросник Г.Айзенка

Для  определения успешного обучения  взяты следующие   методики:

-   определения левого и правого полушария.

-   ведущая репрезентативная система.

-   методика Ясюковой  с дошкольного и до старшего возраста.

Для  определения профессиональных интересов и склонностей.

-   «Карта интересов».

Всего обследовано 43 воспитанника, в том числе, вновь прибывшие Паштаков Максим, Брезгин Максим, Брезгина Юлия и Кочуганов Николай. По результатам диагностических исследований подготовлены рекомендации для воспитателей, проведены индивидуальные консультации с детьми,  воспитателями, медицинскими  сотрудниками и администрацией. Подготовлена информация на ПМПК  на отдельных детей, а именно Юлину Юлию, Козленко Софью, Лашина Сергея, Федотову Екатерину.



Проективная методика «Дерево», по которой были протестированы все воспитанники ( выявила личностные особенности, отношение к себе и взаимоотношения между окружающими, личные проблемы.  Каждому  дана рекомендация для воспитателей и подтверждено ассоциациями ребёнка.

По тесту  тревожности (Р. Тэммл,  М. Дорки, В. Амен), позволяющему исследовать эмоциональную сферу были  протестированы воспитанники Детского дома №2  младшего школьного возраста.   По результатам теста уровень тревожности допустимый-38%
Воспитанники среднего и старшего школьного возраста  показывают  высокий показатель тревожного состояния этого возраста.   Негативное состояние для себя воспитанники  считают  общение со сверстниками  и воспитанниками старшего возраста. Особое внимание необходимо обратить на следующих: Юлина Юлия (возвращена из приемной семьи по инициативе приемного родителя, отношения с воспитанниками после возвращения часто складываются сложно, имеют место конфликты) и Кирбин Александр (возвращен из приемной семьи по инициативе приемных родителей, тяжело переносит возврат) и Брезгина Юлия (занижена самооценка, в то же время очень не сдержана, часто является инициатором конфликтов и ссор) 

В течение 2012-2013 учебного года проводилось тестирование по методике  Филипса. Тест предназначен для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.
Общая тревожность детей Детского дома  подросткового возраста находится в норме, но несколько завышены 2 показателя, которые связаны со школьным обучением.  В сравнении с прошлым годом показатели являются гораздо лучше.
Методика по выявлению осознанности различных компонентов мотива позволила определить у воспитанников склонность ориентированности на внешние обстоятельства и внутренние факторы мотива; насколько глубоко они  пытаются проникнуть в основание своих поступков и действий, т.е. насколько полно отражается в их сознании структура мотива, насколько обоснованно принимаются им решения
В таблице представлены общие результаты диагностики группы мальчиков по осознанности компонентов мотива, которые показывают, что учитываются все обстоятельства мотива. Они в большей степени ориентированы на внутренние компоненты мотива.  Имеют  понятие о воспитанности, демонстративны, чаще ориентированы   оценивать своё психическое и  эмоциональное состояние.   Отвлекаемы на внешние обстоятельства, которые не затрагивающие структуру мотивационных установок. В меньшей степени ориентированы на потребностные факторы, но характер деятельности, чаще всего носит процесс удовлетворения потребности.  Реже,  соглашаются и следуют  какой – либо предметной, конкретной деятельности, то есть имеют представление о долге. Так же было выявлено, что целевые факторы у детей  находятся ещё в стадии развития, так как не носят потребностную (смысловую) цель для них. Потребности возросли,   к сожалению, снизилась смысловая осознанность мотивации, но появились интересы.

Проведённая диагностика уровня нравственной воспитанности среди воспитанников школьного возраста показала общий результат соответствующий норме 

Общий показатель уровня воспитанности среди воспитанников  детского дома за 2012-2013 учебный годг, соответствует среднему уровню.
Проведённая социометрия и референтометрия, выявляющие межличностные и межгрупповые взаимоотношения показала следующие результаты:
- самые продуктивные межличностные,  межгрупповые  взаимоотношения это в группе девочек, так как они белее социальны в обществе своей коммуникабельностью, толерантностью, интеллектуальным уровнем;

- менее продуктивны в нижней группе мальчиков из – за физиологических особенностей   возраста и пола;

Так же была проведена работа по определению    ведущей репрезентативной системы.
Из данных показателей видно, что у воспитанников Детского дома в равной степени развиты репрезентативные каналы восприятия, а значит, они в полной мере могут воспринимать материал.

В всего учебного течение года велись индивидуальные консультации педагога-психолога, за помощью обратились воспитатели школьных групп и сами воспитанники. Особенностью этого консультативного года стало появление запросов со стороны подростков, касающихся их личных отношений. По-прежнему ведущим запросом воспитателей были успеваемость и поведение их детей в школе и в детском доме.

С детьми, находящимися на учете в ОДН, КДН  проводилась диагностико-коррекционная работа с применением игровой техники, самовыражение в рисунках. При длительной работе применялся метод беседы, использовались методы перевоспитания: переубеждение, переучивание, переключение, поощрение и наказание, самоисправление.

В течение учебного года проведена диагностика ценностных ориентаций воспитанников младшего школьного возраста. У большей части опрошенных в первую пятерку вошли: семья, здоровье, дружба, любовь, красота, а такие как познание, развитие, творчество отнесены на последний план. Анализируя ценностные ориентации старших подростков, их направленность, можно отметить, что у большинства в первую тройку входят: свобода, друзья, любимый, а учеба, будущая профессия, карьера отнесены на последние места. По результатам со всеми категориями воспитанников проведены занятия, которые помогли осознать свою индивидуальность, выбрать способы общения с другими людьми, рассмотреть приемы конструктивного поведения, развить социальную наблюдательность. Так же проведены занятия, беседы, на которых дети познакомились с важностью создания и соблюдения норм, правил и последствиями их нарушений. Развивали умение анализировать, аргументировать свое мнение, принимали решения, совершали выбор конкретной ситуации, развивали навыки коллективной работы. В настоящем учебном году в Детском доме 32 г. Салаира 5 выпускников, Кочуганов Н. поступил в Детский дом 03.06.2013 года, с ним так же проведена работа по выявлению интересов, склонностей, способностей для более успешной профориентации. Все выпускники зачислены в ССУЗы гг. Кемерово и Новокузнецка.

Таким образом,  при планировании работы на следующий учебный год необходимо учитывать:

·                    Системный подход к реализации и проведению групповых форм работы с детьми. Для реализации данного подхода необходим подбор психокоррекционных программ для детей дошкольного возраста.

·                    Необходимо психологическое просвещение воспитателей, воспитанников детского дома при помощи семинаров, консультаций по формированию социальных жизненных навыков воспитанников, нарушений в личностном развитии;

·                    Продолжение работы психопрофилактической программы для детей и подростков  по формированию культуры здорового образа жизни.



Педагог-психолог

МКОУ Детский дом №2 г. Салаира                                                     Фокина Ю.А.

Наш опрос

Категории раздела

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа