МКОУ Детский дом №2 г. Салаира Кемеровской области.

Понедельник, 13.05.2024, 20:45

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Программа МОНИГ
«Цель воспитания – научить наших детей обходится без нас».

Эрнст Легуве



Введение.

Детско-юношеское самоуправление в МКОУ Детский дом  реализуется через социально-воспитательную  программу «Мониг».

Актуальность самоуправления

         Сегодня образование характеризуется как «процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, направленный на развитие индивида, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме».

         Закон Российской Федерации «Об образовании» определил главную цель образования. В соответствии с этим  основными задачами образовательно-воспитательной деятельности являются:

- формирование у ребенка современного мировоззрения, основу которого составляют гуманизм, нравственность, духовность, патриотизм;

- развитие положительных мотиваций к учебе, творческой деятельности, добросовестности и активности в решении практических задач;

- гармоничное развитие каждого ребенка на единой основе его возможностей и требование детского коллектива;

- овладение общечеловеческими ценностями, историческим опытом и патриотическими традициями Отечества, укрепление нравственно- психологического потенциала и потребности приумножить лучшее достижения;

- обеспечение высокой культуры общения и взаимоотношений в коллективе, уважение к закону.

Иными словами, поставленные задачи направлены на то, чтобы сохранить и приумножить физическое, психическое и социальное здоровье подрастающего поколения.

            В последнее время в Кузбассе обострилась проблема занятости подростков, дети и молодежь на рубеже ХХ и ХХI веков оказались в сложной ситуации выбора и риска. Многие возникающие жизненные проблемы они не в состоянии решить самостоятельно. Среди этих проблем для воспитанников детского дома можно выделить: здоровье, уровень физического и духовного развития, посинтернатная адаптация в социуме.

Учитывая, что по действующему Закону РФ «Об образовании» обязательной является основная, девятилетняя школа, и значительная часть ее выпускников встает перед необходимостью выбора пути получения профессии или трудоустройства, целесообразно познакомить учащихся в возрасте 13-17 лет с основами общения, чтобы облегчить им первые шаги в самостоятельную жизнь, предотвратить возможные сложные ситуации, неудовлетворенность и разочарование, с которыми подростки могут встретится в самом начале своего жизненного пути.

Нравственно-психологическая и практическая подготовка к продуктивному общению этой категории школьников тем самым значима, что именно выпускники основной школы, не имея достаточного жизненного опыта и специальной профессиональной подготовки, оказываются наименее социально защищенными. Часто они оказываются в среде условно безработных и при сложных социальных условиях обостряют криминогенную ситуацию.

Работа с подростками, воспитание у них стремления к полноценной, достойной жизни – одна из важнейших задач государства, семьи, социальных институтов и системы образования.

В связи с этим в учебный план МКОУ Детский дом №2 г.Салаира вводится детско-юношеское самоуправление, содержанием этого направления является программа «МОНИГ» (Молодёжное Объединение Новых Идей Города)





ЦЕЛЬ: создание условий, при которых ребенок становится не объектом, а  активным субъектом педагогического процесса.



Через самоуправления решаются задачи:

ž Содействовать развитию воспитанников групп Детского дома №2 (помочь сформировать у них такие качества, как самостоятельность, активность, дисциплинированность, развить навыки работы в команде и др.);

ž Организовать эффективное функционирование учебной группы на основе созданного самоуправления;

ž Формировать у воспитанников готовность и способность выполнять различные социальные роли;

Группы воспитанников идут к реализации общих задач через ряд подзадач:

ž Научить методике сбора и обработке информации для принятия решения;

ž Научить анализировать производственные ситуации. Выявлять основные  факторы и взаимосвязи. Обусловившие то или иное явление;

ž Сформировать и закрепить профессиональные навыки принятия решений;

ž Стимулировать проявление деловых и моральных качеств в условиях, максимально приближенных к реальной деятельности;

ž Сформировать необходимые социально-профессиональные ориентиры.



Теоретическая основа

Главная ценность современного образования – личностный рост человека, его духовное, нравственное самосовершенствование, креативность, ответственность, способность к поступку.

Особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес А.С.Макаренко. Он создал цельный опыт воспитания «в коллективе», и «через коллектив», описал и проанализировал роль коллектива в своих литературно-педагогических сочинениях. Он первый обосновал всесторонне стройную концепцию  воспитательного коллектива, пронизанного гуманистическими идеями. Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечили четкую систему прав и обязанностей, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива. Система перспективных линий, методика параллельного действия, принцип гласности и другие были направлены на то, чтобы вызвать все лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения вперед.

В последующие годы педагогика детского воспитательного коллектива обогатилась результатами многих исследователей, сложились научные школы педагогики детского коллектива – Т.Е.Конниковой (Ленинград), Л.И.Новиковой (Москва).

Л.Н.Новикова сформулировала положение о том, что детские воспитательные коллективы представляют собой ячейку общества в которой складываются отношения, нормы, ценности, присущие этому обществу; социальную микросреду, через которую личность воспринимает все многообразие воспитательного воздействия общества; базу накопленного социального ценного опыта деятельности, взаимоотношений, поведения; арену реализации ролей, арену его самоутверждения.

Широкую известность в практике воспитательной работы приобрела методика организации коллективного творчества учащихся, разработанная  И.П. Ивановым – суть его состоит в коллективном поиске дел по  улучшению окружающей жизни. Все это развивает самодеятельность детей, вносит в коллектив дух демократизма, романтики и воспитательной новизны.

О.С. Газман –заложил практические основы педагогической поддержки как выражение своей педагогики свободы. Основная идея педагогической поддержки заключается в том, что дети должны быть субъектами образовательного  процесса, они  должны обсуждать цели и средства их достижения вместе со взрослыми, самоорганизовываться, должны постоянно быть включенными в деятельность, насколько это возможно.     Ш.А.Амонашвили подчеркивал: «Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нем воспитание идет впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать  знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности».

В.Ф. Базарный - основатель нового направления в науке – здоровьеразвивающей педагогики заложил духовную перспективу в саму программу, поскольку она является необходимым элементом не только социализации (освоения моделей и норм поведения), а высшего духовного развития человека.

Детско-юношеское самоуправление в детском доме включает в себя социально-педагогическую программу  МОНИГ, которая направлена на создание условий для формирования разносторонне развитой личности, способной к самовоспитанию, самообразованию, самореализации  в будущей жизни.

           Таким образом, ведущая идея,  представленная нами, заключается в признании  детско-юношеского самоуправления, как учебно-воспитательного коллектива, важнейшего фактора целенаправленной социализации, воспитания личности.















Аналитическая часть

Педагогические условия.

Самоуправление  способствует самим воспитанникам планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги. Дает возможность подросткам попробовать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытывать ответственность за свои поступки.

Реализация проекта эффективна при использовании  технологий: здоровьесбережения, личностно-ориентированного подхода, педагогической поддержки,  методики  коллективно творческого воспитания.

Системное применение методики коллективно-творческого дела (КТД), проявляют практическую заботу, решают вполне определенные жизненные задачи.   Широко используется игра, состязательность. Совместная деятельность детей и взрослых, при которой все члены группы участвуют в планировании и анализе, вносят вклад в создание социального продукта. («Веселый паровоз», «гонка лидера», «Аквариум», «Стартин», конкурс вожатого и т.д.).

Удачно совмещение КТД и элементов технологий педагогической поддержки, реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект - субъективных отношений педагога и ребенка. Педагог и подросток совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии со-трудничества, со-творчества. (Защита своих социальных проектов, участие в проектах  «Вожатская Академия», «Милосердие»,  выпуск газеты «Энергия жизни»)

Содержание воспитания  личностно-ориентированного подхода ориентированно  на гуманистические, личностно значимые ценности - саморазвивающийся жизнедеятельности, культуры, гражданского поведения, реальной ответственности, принятий решений, свободного выбора, нравственных поступков. (Социальные акции, рекламы).

    Большое внимание уделяется формированию у подростков потребности здорового образа жизни. Приобщение ребенка к разнообразной игровой деятельности, обучение соблюдению правил гигиенического, полового и нравственного поведения. А также безопасности жизнедеятельности. ( Дни здоровья, «Веселые старты».)

В решении поставленных нами задач  мы решили объединить ребят, на основе общих интересов и взаимно согласованных принципов:

Движения – коллектив должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов.

Традиции – обычаи, образ действий, установившийся порядок в поведении.

Взаимонаправленного  действия - всякое воздействие на коллектив оказывает воспитательное  влияние на отдельных его членов и, наоборот, воздействие отдельного ученика влияет на весь коллектив.

Перспективы – всякая задача, которая выдвигается перед детьми, связана с переживанием радости достигаемых успехом и принимается как увлекательная перспектива.

Принципы дают возможность нам наиболее правильно отобрать содержание материала, методы и формы воспитания, необходимые для достижения поставленной цели. Они позволяют нам установить плодотворные, гуманные отношения с детьми.

Формы воспитания:

1.                     Мероприятие – это событие, занятие, ситуация в коллективе, организованное педагогом или кем-либо из воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. (Беседа, экскурсия, лекция и т.д.)

2.                     Дела – это общая работа, важные события, осуществляемые и организованные членами коллектива, на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. (Акции, фестивали, вечера и т.д.)

3.                     Игра – это воображаемая или реальная деятельность, целеноправлено организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

Направление воспитательной работы связано в  детском доме с созданием воспитательной среды:

Ø     сплочение детского коллектива и формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;

Ø     включение детей в разнообразные виды социальной деятельности, обогащение их социального опыта;

Ø     развития детского самоуправления.

В детском доме с ребятами предусмотрены   уроки:  культуры, игры, нравственности, безопасности, лидерства, здоровья, дисциплины. 

Выбрав форму:  «Гонка лидеров», ребята, которым 12-16 лет в игровой форме знакомятся с традициями и историей своего народа, изучают государственные символы России, «Конвенции о правах ребенка», а так же подробно знакомятся с правами и обязанностями гражданина.

Структура детско-юношеского самоуправления

     В детском доме №2 могут действовать как постоянные, так и временные, как высшие, так и исполнительные органы самоуправления.

1. Общее собрание является высшим руководящим органом. Главное его назначение – обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, которые возникают в детском доме, деятельности детей. Результат сбора – конкретное решение, направленные на положительные преобразования в детском доме.  На  общее собрание выносятся проблемы взаимоотношений, благоустройства, организации досуга, труда, конкретных дел. На сборе выбирается актив, утверждаются советы дела, анализируется  работа детского дома,  определяются  направления деятельности, утверждаются планы. Сбор может проходить  в различных формах, в основе которых лежит диалог, обмен мнениями, взглядами, точками зрения т.д.

2. Группа – это группа детей, состоящая из  7 - 10 человек, которые работают в системе ЧТП (чередование творческих поручений):

ü - «Впередсмотрящие» - готовят дело, распределяют обязанности по его подготовке между группами.

ü - «Информационная» - работает над выпуском ежемесячной газетой «Энергия жизни»

ü - «Дежурная»- отвечает за состояние чистоты в здании и территории детского дома.

ü - «Профильная»- работа по профилю детского дома.

- «Сюрпризная»- готовит любые сюрпризы для «жителей» детского дома, и его гостей.

ü - «Оформительская»- готовит оформление для дел детского дома.

3. Выступления представителей групп. Здесь могут быть споры, дискуссия, отвержение чьих-то предложений, обоснование своих.

Наряду с постоянными органами самоуправления создаются в детском доме и временные, такие как «совет дела», «инициативная группа», «творческая группа». При организации временных органов самоуправления учитываются:

1.     Создание временных органов самоуправления определяется конкретной задачей, стоящей перед коллективом;

2.     Решение о создании этих органов принимает детский коллектив или органы самоуправления.

3.     В состав временного органа самоуправления входят дети, которые участвуют в решении данной задачи;

4.     При выполнении задачи они должны отчитаться перед коллективом.

5.     Осуществив решение задачи, временный орган самоуправления прекращает свое существование.





Работа совета.

Совет  является исполнительным органом решений  сборов в детском доме. Целью его деятельности является организация разноплановой жизни, через деятельность органов самоуправления. Организует работу и руководит советом Председатель совета.

         На заседании совета утверждается план работы, распределяются творческие поручения между группами, обсуждается план подготовки и проведения дела. Итоги сбора сообщаются командирам групп.

После проведения дела  собирается совет, на котором происходит:

- самоанализ членов совета своей деятельности по подготовке дела;

- отчет командиров о деятельности своих групп;

- отчет творческой группы.

Деятельность  лидера  по развитию детского самоуправления.

Суть деятельности совершеннолетнего лидера  по развитию деятельности детского самоуправления заключается в том, чтобы создать условия, при которых проявляются творческие способности, ответственность, самостоятельность, повышается воспитательное влияние самоуправленческой деятельности на коллектив и личность, а дети включаются в активную деятельность, вступают в отношения сотрудничества.

Основные функции, выполняемые лидером по развитию детского самоуправления:

Воспитательная – обеспечение формирования социально-значимых качеств, положительных мотивов в процессе самоуправленческой деятельности, воспитательного влияния самоуправления на каждую личность и развитие коллектива.

Диагностическая - определение этапа развития самоуправления, изучение индивидуальных особенностей детей и внутреколлективных отношений.

Развивающая – обеспечение поддержки деятельности самоуправления в целом, развития организаторских умений и навыков каждого ребенка.

Регулирующая – своевременная корректировка структуры, содержания, форм самоуправления, организаторской деятельности детей, и их взаимоотношений с учетом реального и перспективного состояния развития самоуправления.

Обучающая – сообщение знаний подросткам о самоуправлении в коллективе, организаторской деятельности и выполнении ими работы, способствующей усвоению этих знаний, выработке умений и навыков, приобщающей к самостоятельному поиску, анализу и корректировке получаемых результатов, устроению  недостатков.

Организаторская – помощь подросткам в организации работы органов самоуправления, проведении коллективных дел, в правильном использовании форм самоуправления, установление контактов между детьми организаторами и исполнителями, в определении способов включения подростков в активную самоуправленческую деятельность и средств, способствующих созданию положительного общественного мнения в коллективе.

Контролирующая – организация контроля за деятельность детей в органах самоуправления, выполнении ими своих обязанностей и поручений, реализацией основных функций органов самоуправления.

Стимулирующая – побуждение детей к совершенствованию самоуправления в коллективе, творчеству, самостоятельному выполнению порученной работы, к поиску наиболее правильных решений, способов действий.



Взаимодействие лидера  и органов самоуправления.

На организованном уровне совершеннолетний лидер и подростки  участвуют в работе совместных органов самоуправления, вырабатывают  общую программу действий,  информируют друг друга о своей деятельности.  Лидер   помогает работать органам детского самоуправления,  предоставляет им право обсуждения любых вопросов в жизни коллектива, определения основных задач и принятия решений.

      Важной организованной стороной взаимодействия лидера и детского самоуправления являются делегирование ответственности и полномочий, т.е. передача части управленческих функций от лидера к детям. Делегирование ответственности – это наделение ответственностью этих органов за реализацию поставленных задач.  Делегирование ответственности предусматривает для каждого ребенка четкое определение круга его обязанностей за реализацию управленческих функций, что означает ответственность перед товарищами, лидером. Делегирование полномочий и ответственности сопровождается поддержкой лидера , которая предполагает создание условий для реализации задач, стоящих перед органами самоуправления.  Гарантом реализации полномочий и ответственности органов ученического самоуправления выступает лидер. Детям  предоставляется право обсуждения любых проблем детского коллектива, право принятия окончательного решения по многим из этих вопросов.

Вмешательство лидера  в деятельность органов самоуправления должно осуществляться по принципу косвенных и опосредованных требований путем сопоставления действий  органов и представителей совета  с нормами и правилами жизни детского дома. По отношению к органам самоуправления лидер    должен выступать в качестве консультанта, советчика, скрыто направляя деятельность ребят, или строя свои отношения на договорной основе:

    - лидер  не должен делать за детей то, что они в состоянии выполнить сами;

    - лидер  ни в коем случае не должен подменять органы самоуправления и самостоятельно решать вопросы, подлежащие ведению этих органов самоуправления, даже если бы решение и казалось, очевидно, правильным и более быстрым;

    - если лидер  считает невозможным выполнение решения органов самоуправления, он должен апеллировать к общему собранию, а не просто отменять решения;

    - лидер  добивается того, чтобы принятое органами самоуправления решение было выполнено; если по какой-либо причине решение не выполняется, лидер  вносит предложение обсудить возможность выполнения принятого решения.
В заключении.

В МКОУ Детский дом №2 г.Салаира-  вовлекает ребенка в общественную жизнь детского дома, группы,  школы, района, города. Ежегодно мы участвуем в благотворительных акциях «Помощь ветеранам», неоднократно проводили для маленьких горожан нашего города театрализованное представления «Новогодний фейерверк», участвуем в городских,  районных, областных конкурсах, всероссийских конкурсах.

Подростки сами разрабатывают и являются участниками  социальных  проектов,  акции.

Успешно реализуется проект «Вожатская Академия» - каждое лето воспитанники детского дома работают в оздоровительном лагере им.Ю.А.Гагарина.

В проекте «Вожатская Академия» выделены три уровня:

На первом уровне  - обучение проходят все воспитанники детского дома.  Данный уровень подготовки заканчивается конкурсом «Лучший вожатый года».

Второй уровень включает прохождение членами педагогического отряда летней практики волонтерами в оздоровительном лагере им.Ю.А.Гагарина.

Третий уровень завершает систему подготовки, которое дает возможность подросткам получить звание «Вожатый», и работать в оздоровительных лагерях Кемеровской области.

     Запущены проекты:

ü  «Энергия жизни» - дети имеют возможность реализовать себя через выпуск молодежной газеты «Энергия жизни» (журналисты, фотокорреспонденты),  где они делятся своими переживаниями, опытом;

ü   «Милосердие», где  ребята оказывают практическую помощь ветеранам войны и труженикам тыла, «детям войны».

Проект «Милосердие»  удовлетворяет потребность подростка быть замеченным, востребованным, осознать значимость и пользу своих действий. Взрослея он понимает и принимает такой образ жизни, именно такие взрослые люди, которые прошли школу «Милосердия» сегодня наиболее ценны для общества.

Детско-юношеское самоуправление в Детском доме дает возможность развитию активной  жизненной позиции молодых людей, занимает досуг ребят, отвлекая их от негативных социальных явлений, приобщает к здоровому образу  жизни,  что является приоритетным направлением социальной политики нашего региона.          

За короткий срок работы в учреждении сложилось прекрасные традиции и требования к профессиональной деятельности: заботливое, внимательное отношение друг к другу. Подростки выбирают правильное решение в конфликтной ситуации, создают положительный настрой в коллективе.

Работа через детско-юношеское самоуправление  помогает развитию жизненной позиции молодых людей, занимает досуг ребят, отвлекает их от негативных социальных явлений, приобщает к здоровому образу жизни, что является приоритетным направлением социальной политики нашего региона.

Измерение достижения  через детско-юношеское самоуправление

На занятиях  были рассмотрены  темы: «Школа самооценки личности» по шкале А.М.Пригожиным, коммуникативные и организаторские склонности по опроснику «Компьютерная экспресс психодиагностика личности и коллектива школьников» Н.Н.Гребеньков, А.В.Корнев, С.В.Сарычев, А.С.Чернышев. Как показывают диагностические срезы, у подростков:

- у 2 -3% опрошенных повысилась самооценка, что свидетельствует о преодолении детьми ситуативной и личностной тревожности;

- около 21% укрепили свой лидерский потенциал;

- 38% ребят развили свои творческие способности;

- 4% чувствовавших себя при первоначальной диагностике вне коллектива, полностью адаптировались.
 
 
Категория: Мои статьи | Добавил: DDsalair (15.07.2013) | Автор: Свинцова Елена Александровна
Просмотров: 925 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Наш опрос

Категории раздела

Мои статьи [2]

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа